Лечение суставов — артроз, артрит, остеохондроз и многое другое
Признаки дебилизма у детей
Дебильность
Дебильность — самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики. Типичным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей между предметами и событиями, недоразвитие нравственных и волевых качеств, безынициативность, легкая внушаемость. Наряду с проведением специфической, корригирующей и симптоматической терапии пациентам с дебильностью необходима социальная адаптация, правильное психологическое воспитание, специальное школьное и трудовое обучение.
Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия. Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей. Она составляет около 75% всех случаев умственной отсталости. Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность».
Следует отличать дебильность от пограничной умственной отсталости (пограничного интеллекта), формирующегося в результате задержки психического развития ребенка, вызванной внешними факторами: неблагоприятными условиями жизни ребенка (например, грубым обращением с детьми или отсутствием заботы о них в семье), интеллектуальной депривацией, врожденными или приобретенными в раннем детстве физическими дефектами (например, слепотой, глухотой), ограничивающими познавательные возможности ребенка и препятствующими его корректному умственному развитию.
В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируют на легкую, средней тяжести и тяжелую. Как и другие варианты олигофрении, по преобладающим проявлениям дебильность подразделяют на атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую формы.
Дебильность
Среди причин возникновения дебильности в первую очередь выделяют наследственные факторы (ферментопатии, эндокринопатии, микроцефалия) и различные неблагоприятные влияния на плод в период внутриутробного развития. К последним можно отнести инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуху, токсоплазмоз, корь, цитомегалию, сифилис); резус-конфликт, фетоплацентарную недостаточность, гипоксию плода; токсические воздействия на плод, при употреблении беременной наркотических веществ, алкоголя, табака, некоторых медикаментов.
Дебильность может возникнуть как следствие родовой травмы, асфиксии новорожденного, врожденной гидроцефалии, перенесенных в раннем детстве инфекционных поражений ЦНС (энцефалита, гнойного менингита, менингоэнцефалита) и тяжелых черепно-мозговых травм.
Дебильность характеризуется отсутствием способности вырабатывать сложные понятия, делать сложные обобщающие умозаключения и мыслить абстрактными понятиями. Для детей с дебильностью характерен наглядно-образный тип мышления. Они способны воспринимать лишь внешнюю сторону происходящих событий и зачастую не могут понять ситуацию целиком. Правильно воспринимая изображения, страдающий дебильностью ребенок, с трудом может найти внутренние связи между ними и испытывает затруднения при их сравнении. Наряду с отставанием в умственном развитии у таких детей нередко отмечается недоразвитие речи (ОНР и ФФН). Типичны обедненность лексики, аграмматизм, косность и замедленность речи (брадилалия). Дебильность легкой степени проявляется ограничением способности к обобщению и абстрактному мышлению, при хорошей ориентировке в повседневных обыденных ситуациях.
Обучение в школе детям с дебильностью дается с большим трудом. Они тяжело усваивают правила правописания, испытывают затруднения при необходимости пересказать прочитанный текст, плохо понимают, что именно требуется сделать согласно заданию. Особенно трудным предметом для них является математика. Иногда среди имеющих дебильность встречаются дети с частичной одаренностью: абсолютным слухом, отличной механической памятью, художественным талантом, умением в уме производить арифметические действия с крупными цифрами.
Дебильность сопровождается ограничением познавательной потребности, недоразвитием эстетических, нравственных и волевых качеств. В следствие этого пациенты с дебильностью оказываются неспособными сформировать собственное суждение и мировоззрение. При этом они легко подражают другим, перенимают чужие взгляды и довольно часто неукоснительно придерживаются их. Слабость воли, отсутствие самостоятельности и инициативности при дебильности сочетается с легкой внушаемостью, что может сделать дебила послушным орудием в руках других людей. Не понимая последствий и исполняя чью-то волю, такой человек может совершить преступление или действовать в рамках преступной группировки.
По своему характеру пациенты с дебильностью могут быть доброжелательными, ласковыми и добродушными или, наоборот, агрессивными, злобными, упрямыми и мстительными. Достаточно часто среди них встречаются люди с усиленными примитивными влечениями (например, половыми).
В большинстве случаев дебильность выявляется, когда ребенок начинает учиться в школе. Такой ребенок должен быть осмотрен неврологом, психологом и психиатром, при нарушениях речи — логопедом. Диагностировать дебильность помогает проведение психометрии, психологических тестов с сюжетными картинками и экспериментов по классификации изображений. В зависимости от степени дебильности IQ пациента может находиться в диапазоне от 69 до 40%.
В неврологическом статусе у страдающих дебильностью обычно не выявляются какие-либо патологические отклонения, в том числе и нарушения моторики. В большинстве случаев отмечается недостаточно выразительная мимика и ограничение мелких дифференцированных движений. Для более глубокой оценки состояния ЦНС имеющим дебильность пациентам проводится электроэнцефалография, эхоэнцефалография и реоэнцефалография, по показаниям — МРТ головного мозга.
Устанавливая диагноз «дебильность» ребенку, врач должен исключить наличие у него пограничной умственной отсталости, обусловленной задержкой нервно-психического развития на фоне нормального умственного потенциала. Кроме того, дебильность необходимо дифференцировать от снижения интеллекта, развивающего на фоне шизофрении и эпилепсии раннего детского возраста.
Дети с диагнозом «дебильность» должны наблюдаться у психоневролога. Если дебильность развивается на фоне эндокринопатии, то дополнительно необходимо диспансерное наблюдение у эндокринолога. В тех случаях, когда можно установить и устранить причину, обусловившую дебильность, проводится специфическая терапия. При выявлении токсоплазмоза или врожденного сифилиса назначается соответствующее этиотропное лечение, при наличии ферментопатии необходимо соблюдение диеты, при эндокринопатии — гормональная терапия.
Симптоматическая терапия при дебильности может включать противосудорожные препараты, дегидратационные средства, общеукрепляющее лечение, ноотропы (гамма-аминомасляную к-ту, пирацетам), нейропротекторы и метаболиты (глутаминовую кислоту, витамины группы В), психотропные препараты. При повышенной утомляемости и астении показан прием психостимуляторов (амфетамина, пемолина), при чрезмерной эмоциональной возбудимости — хлордиазепоксид, хлорпромазин, галоперидол.
Наряду с медикаментозной терапией дети с дебильностью нуждаются в корригирующем лечении с применением педагогических, психологических и логопедических методик. Основная цель корригирующего лечения дебильности заключается в психологической поддержке, коррекции нарушений поведения и обучении, а для детей более старшего возраста — приобретении навыков и умений, необходимых для самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности. По показаниям при дебильности проводятся логопедические занятия по коррекции системного недоразвития речи, коррекции брадилалии, коррекции заикания и пр.
Над проблемой социальной адаптации пациентов с дебильностью совместно работают специалисты в области педиатрии, социальной психологии, педагогики, детской неврологии и психиатрии. Задача состоит не только в том, чтобы приспособить пациентов с дебильностью к самостоятельной жизни в обществе, но и уберечь их от вовлечения в преступные группировки, где их используют как послушных и легко управляемых исполнителей.
Чрезвычайно важным в социальной адаптации является правильная организация обучения, трудовой деятельности и быта пациентов с дебильностью. Дети должны проходить обучение в специализированных школах, где учебный процесс будет соответствовать их умственным возможностям. В дальнейшем они способны освоить несложную специальность и выполнять простую работу, не требующую быстрого переключения внимания, инициативности или самостоятельности. По некоторым данным при адекватном воспитании и обучении до 70% пациентов с дебильностью благополучно адаптируются в обществе, ведут трудовую деятельность и даже создают семьи.
www.krasotaimedicina.ru
Дебильность у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения
Причины
Отчего может быть эта патология у детей? Чаще всего дебильность является врождённым заболеванием и последствием повреждения головного мозга или его частей.
- Генетические мутации могут спровоцировать возникновение отклонений в детском развитии.
- Негативное воздействие внешних раздражителей на организм мамы ребёнка в период беременности:
o Ионизирующее облучение при рентгенографии;
o Различные инфекционные заболевания;
o Воздействие химических веществ и токсинов;
o Неполноценное питание;
o Недостаток витаминов и йода в организме беременной;
o Злоупотребление вредными привычками.
- Получение травмы головного мозга во время родов также может вызвать недоразвитость в развитии.
Но помимо врождённого фактора развития слабоумия, недостаточное воспитание и отсутствие развивающих занятий с ребёнком в младенческом возрасте также может спровоцировать дебильность у малыша. Недостаток йода в организме младенца тоже может повлиять на его умственную развитость.
Симптомы
Распознать слабоумие у малыша можно в первые годы жизни ребёнка при плановых врачебных осмотрах и во время общения родителей с малышом. К признакам дебильности ребёнка относится:
- Отставание в физическом развитии;
- Задержка в развитии речи и знание малого количества слов;
- Невозможность ребёнком устанавливать причинно-следственные связи и отсутствие абстрактного мышления;
- Плохая память;
- Невозможность концентрации внимания;
- Отсутствие интереса к любым развлечениям;
- Ребёнок легко поддаётся внушению;
- Повышенная раздражительность и резкие вспышки агрессии;
- Излишнее добродушие.
Проявление признаков дебильности будет зависеть от степени заболевания. Если в младенчестве не удалось заметить симптомы недуга, то признаки патологии проявятся в более старшем возрасте.
Диагностика дебильности у ребёнка
- Диагностировать патологию в нарушении развития ребёнка можно после осмотра несколькими специалистами.
- Невролог, логопед и психиатр должны осмотреть малыша, родители которого обнаружили первые признаки дебильности.
- Часто для постановки диагноза используются специальные тесты и задания.
- Для оценки состояния центральной нервной системы проводится исследование головного мозга с помощью магнитно-резонансной и компьютерной томографии.
Осложнения
Чем опасна дебильность для ребёнка? Чаще всего это заболевание является неизлечимым. При лёгкой форме слабоумия не возникает серьёзных осложнений и препятствий для полноценной жизни. При постоянном врачебном контроле и помощи родителей и близких, дети вырастают практически обычными людьми. Но на протяжении всей жизни им необходимо принимать специальные препараты и регулярно проходить обследования.
Лечение
Что можете сделать вы
- При постановке диагноза слабоумия, заниматься лечением самостоятельно нельзя.
- Врождённая дебильность не поддаётся лечению и нуждается в постоянной коррекции поведения больного.
- Если слабоумие было спровоцировано после рождения по причине нарушения работы эндокринной системы или из-за отсутствия необходимых занятий, есть шанс на восстановление умственной деятельности малыша.
- Родители должны придерживаться всех врачебных рекомендаций и сообщать лечащему доктору о возможных изменениях в поведении малыша.
- Если у ребёнка диагностирована слабая степень дебильности, он может обучаться в обычной общеобразовательной школе.
- При тяжёлой форме дебильности малышу необходима помощь психиатров, логопедов и других специалистов, поэтому обучение таких детей проходит в специализированных учебных учреждениях.
Что делает врач
- Ребёнок, которому был поставлен диагноз дебильность, должен постоянно наблюдаться у врача.
- Как лечить заболевание, будет зависеть от причины его возникновения.
- Если дебильность была вызвана нарушением обменного процесса в организме, назначается специальная диета.
- При проблемах эндокринной системы, ребёнок должен принимать гормональные препараты.
- Ребёнку, у которого обнаружено слабоумие, необходимо искусственно стимулировать психические процессы. Ему будет назначен приём психотропных препаратов и специальных витаминов.
- Периодически малыш с дебильностью вынужден принимать сосудосуживающих препаратов.
- Обязательным этапом лечения больных малышей является воспитательная терапия. Целью этого метода является трудовое обучение ребёнка и приспосабливание его к дальнейшей жизни.·
- При повышенной утомляемости или возбудимости и других признаков нарушения психоэмоционального настроя малыша назначается приём психостимуляторов.
Профилактика
- Чтобы предотвратить врождённую дебильность, мама в период беременности должна заботиться о своём здоровье и о здоровье будущего малыша.
- Специалисты советуют планировать беременность и перед предполагаемой датой зачатия проходить полное обследование всего организма для своевременного устранения негативных факторов.
- Желательно будущей маме и тем, кто готовится к зачатию, проконсультироваться с врачом-генетиком с соответствующей сдачей анализов. Это позволит определить риск рождения больного малыша.
- Во время беременности следует отказаться от вредных привычек.
- Большую роль играет питание беременной: продукты должны быть натуральными, свежими и богатыми витаминными и минеральными веществами.
- После консультации врача, беременная может принимать витаминно-минеральные комплексы, а также йодосодержащие препараты.
- При возникновении заболеваний в период беременности запрещается осуществлять приём любых лекарственных средств без консультации врача.
- Будущая мама должна состоять на учёте в женской консультации и регулярно проходить осмотры и сдавать анализы.
- Процесс родов не должен навредить будущему малышу. Врачи во время родов должны быть внимательными, а маме необходимо слушать и выполнять рекомендации докторов.
- Чтобы предотвратить приобретённую дебильность, после рождения малыша ему необходимо уделять достаточное количество времени, заниматься с ним с помощью различных методик.
- Ребёнок должен получать необходимые микроэлементы, особенно йод, через продукты и витаминные комплексы.
Пользователи пишут на эту тему:
- Дарья Романова 18 марта, 14:32 Спокойствие
То ли плач, то ли смейся) Не разговаривала с мамой уже недели две. Не считала, точно сколько дней. Как же хорошо. Вот, правда, как же Хо-ро-шо. Никто мне не вносит мозг, никто не грузит меня меня дебильными проблемами. Спокойствие))) только спокойствие. За эти две недели, я ни разу не поругалась с мужем, просто оттого, что меня ничто не раздражает. А поле разговоров с мамой, меня даже посещают мысли о том, что лучше б меня вообще не было. Радости моей нет предела.
Кто-то скажет, да ка...
читать дальше
Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании дебильность у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».
Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.
В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как дебильность у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?
Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга дебильность у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить дебильность у детей и не допустить осложнений.
А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания дебильность у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание дебильность у детей?
Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!
detstrana.ru
Дебильность
Дебильность — это органическое поражение мозга, являющееся самой слабой степенью умственной отсталости — олигофрении, которое обусловлено задержкой развития. При легкой дебильности больной существенно ничем не отличается от других людей. Разумное руководство больными позволяет им овладеть несложной специальностью. Они способны жить самостоятельно, однако зачастую нуждаются в поддержке других людей.
Дебильность причины
Наследственным факторам отводят первопричину возникновения дебильности (ферментопатия, микроцефалия, эндокринопатия), а также негативную роль играют неблагоприятные влияния на внутриутробное развитие плода.
Дебильность и ее причины — это инфекционные заболевания (краснуха, корь, сифилис, токсоплазмоз, цитомегалия), перенесенные беременной или возникновение резус-конфликта, гипоксии плода, фетоплацентарной недостаточности.
Олигофрения в степени дебильности может возникнуть после токсического воздействия на плод или употребления будущей мамой алкоголя, наркотических веществ, табака, отдельных медикаментов.
Болезнь способна появиться в результате родовой травмы, врожденной гидроцефалии, асфиксии новорожденного, после перенесенного инфекционного поражения ЦНС (гнойного менингита, энцефалита, менингоэнцефалита), а также черепно-мозговых травм.
Дебильность симптомы
При дебильности проявляются следующие симптомы: сохранность эмоционально-волевой сферы и механической памяти, невозможность длительного привлечения внимания больного. Произвольное запоминание отмечается медлительностью и непрочностью. У больных превалирует конкретно-описательное мышление, однако отсутствует способность к абстрагированию. Страдающие на дебильность тяжело обучаемые, испытывают трудности при освоении правописания, у них отсутствует восприятие логических связей между предметами, понятия времени, а также пространства. Часто среди больных отмечаются нарушения речи: грамматического строя речи, искажение звуков, бедность словарного запаса. Они не способны пересказать услышанное, прочитанное. Однако некоторым больным, страдающим от задержки психического развития, а также малой продуктивности мышления присуща частичная одарённость. Им свойственна отличная механическая, а также зрительная память, их способность распространяется на сложные арифметические операции (умножение крупных цифр в уме), одаренность проявляется в абсолютном слухе, в умении рисовать и других особенностях. Больные способны испытывать эмоции, однако их действия не целенаправленны, зачастую импульсивны с присутствием негативизма.
Страдающие на дебильность не справляются с программой общеобразовательной школы, и родителям предлагают перевести детей во вспомогательную школу, где они способны обучиться и научиться вести самостоятельную жизнь. Родителям на помощь в воспитании приходят психиатры, психотерапевты, которые учат и мотивируют больных участвовать в самостоятельной трудовой деятельности. Отмечено, что люди из числа легкой степени дебильности проявляют себя в качестве хороших супругов. Для них свойственна неконфликтность, послушание, а также управляемость. Среди больных выделяют вялых апатичных, возбудимых, мстительных, злобно-упрямых, заторможенных.
Дебильность признаки
В зависимости от стадии дебильности (легкой, умеренной или тяжелой) тип мышления у больных проявляется в разной степени.
Дебильность и ее признаки проявляются в конкретно описательном типе мышления не позволяющим больным охватить ситуацию в целом и зачастую усвоить внешнюю сторону событий. Не имея пытливость ума, а также собственные суждения, этим лицам свойственно перенимать чужие взгляды и косвенно придерживаться их. Страдающие на дебильность запоминают различные выражения, правила, применяют их шаблонно и поучают жизни окружающих.
Не способные к обобщениям и тонкому анализу, больные при легкой стадии ловко ориентируются в привычной ситуации. Опасность для общества представляет попадание больных под преступное влияние, поскольку, не осмысливая обстановки, они превращаются в орудие разного рода злоумышленников. Исполняя чужую волю, больные способны напасть с ножом, совершить поджог, при этом не отдавая себе в этом отчет.
Страдающие на дебильность имеют примитивные половые распущенные влечения. По чертам характера больные бывают добродушными, приветливыми, ласковыми или диаметрально противоположными: злобными, агрессивными, упрямыми, мстительными.
Стадии дебильности
Дебильность подразделяется на стадии в зависимости от уровня интеллектуального развития.
— IQ 65-69 (легкая стадия)
— IQ 60-64 (умеренно выраженная стадия)
— IQ 50-59 (тяжелая стадия)
Стадии дебильности определяются после клинического обследования.
Диагноз дебильность
Степень умственной отсталости диагностируется по следующим формам: атоническая, астеническая, дисфорическая и стеническая.
Особенности страдающих астенической формой проявляются в истощаемости, эмоциональной неустойчивости, утомляемости.
Атоническая форма психического недоразвития проявляется в неспособности к целесообразному и мотивированному поведению.
Дисфорическая форма характеризуется в выраженных агрессивных расстройствах настроения разрушительного действия.
Стеническая форма психического недоразвития отмечается уравновешенностью, добродушием, активностью, общительностью или вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, неупорядоченным поведением.
Больные имеют ряд противопоказаний для социальной жизни, к которым относится служба в вооруженных силах, допуск к государственной тайне, служба в муниципальных и государственных органах, вождение автотранспортных средств, ношение, а также приобретение оружия, работа машинистом, инженером, мастером. Обязательно систематическое медицинское прохождение у врача-психиатра.
Дебильность у детей
Неплохая механическая память, а также усидчивость детей и усилия педагогов могут позволить отдельным больным овладеть программой начальных классов, однако далее обучение в средних классах им не дается, поэтому многих оставляют на второй год. По этой причине таких детей следует определять во вспомогательные школы.
Выраженная дебильность у детей проявляется в узости интересов, сосредоточении на удовлетворении физиологических потребностей, желании только развлекаться. Больных не интересует жизнь школьного коллектива, чтение книг, они предпочитают смотреть случайные увеселительные телевизионные программы.
Дети способны овладеть неквалифицированным трудом, при котором трудовые процессы выполняются механически и часто подражательно.
Дебильность лечение
Больные на дебильность наблюдаются у психоневролога. При развитии эндокринопатии важно получить лечение у эндокринолога.
При установлении причины, которая вызвала дебильность, осуществляется специфическая терапия. Выявление врожденного сифилиса токсоплазмоза или врожденного сифилиса дает основание подключить этиотропное лечение; ферментопатия лечится соблюдением диеты, эндокринопатия — гормональной терапией.
Симптоматическая терапия при заболевании включает дегидратационные средства, противосудорожные препараты, общеукрепляющее лечение, нейропротекторы, ноотропы (Ноотропил, Аминалон), метаболиты (витамины группы В, Глутаминовая кислота), психотропные препараты. Повышенная утомляемость и астения лечится психостимуляторами (Пемолин, Амфетамин), чрезмерная эмоциональная возбудимость снимается препаратами (Элениум, Галоперидол, Аминазин).
Выраженная дебильность и ее лечение нуждается в корригирующих методах (психологических, педагогических, логопедических).
Психологическая поддержка очень важна в коррекции нарушений поведения, а также обучения, а детям более старшего возраста необходимо помочь приобрести навыки, а также умения необходимые для бытовой и самостоятельной профессиональной деятельности.
psihomed.com
Умственная отсталость легкой степени у ребенка — что делать
Различные психические и физические нарушения развития проявляются у каждого ребенка в индивидуальном своеобразии. Выделяют первичные недостатки развития – те, которые возникли в результате органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) и вторичные – нарушения развития высших психических функций (восприятия, воображения, речи, мышления, памяти, внимания), возникшие в результате нарушений работы ЦНС (центральной нервной системы).
У ребенка с умственной отсталостью (УО) и общепринятым диагнозом «олигофрения» наблюдаются разнообразные по форме и характеру нарушения работы психики. Но красной нитью на протяжении всего развития тянется недостаточность прежде всего умственной деятельности. То есть у них первичный дефект именно умственная отсталость. Причем это нарушение развития носит необратимый характер. И возникает либо во время внутриутробного развития, либо в первые годы жизни ребенка (в первые три).
Особо следует отметить, что используя термин умственная отсталость можно подразумевать не только олигофрению. Этот термин шире. Так как нарушения интеллектуальной деятельности могут возникнуть в течение жизни человека на разных этапах, не только в детстве, под воздействием самых различных обстоятельств.
Тогда умственная отсталость будет сопровождаться другим диагнозом. Таким образом становится понятно, что умственная отсталость – это не диагноз, не отдельная болезнь, у которой есть симптомы и которую можно лечить. УО не определяет характер заболевания, а только дает оценку уровня способностей, возможностей ребенка прежде всего к обучению и усвоению школьных знаний. Во всяком случае, это один из самых явных и очевидных критериев.
Степени умственной отсталости
В данной статье будет рассматриваться умственная отсталость у детей именно в отношении олигофрении.
Согласно современной медицинской классификации выделяют 4 степени умственной отсталости:
- Лёгкая (дебильность)
- Умеренная (когда дебильность находится по значениям общего уровня развития ближе к имбецильности)
- Тяжелая (ярко выраженная имбецильность)
- Глубокая (идиотия)
И все эти формы относят к обобщенному названию заболевания – олигофрении. Если же необратимые нарушения интеллектуального развития возникают у ребенка после 3 лет, когда у него идет уже процесс регресса развития ранее нормально сформированного головного мозга, это будет уже деменция (слабоумие, приобретенное в результате воздействия различных патологических факторов, например, такое заболевание, как менингоэнцефалит). Идет обратный процесс, приобретенные навыки и умения теряются или приобретают иную форму.
Если ребенок умел говорить, то начинают проявляться серьезные нарушения речи, например. Термины дебильность, имбецильность, идиотия «пришли» из МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). В МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра, актуальная на сегодняшний день) эти термины уже не используется, официально. Но немалое количество специалистов продолжают пользоваться этими же формулировками, к тому же эта терминология «живет» в специальной литературе, которая еще очень долго будет использоваться современными учеными и специалистами.
Легкая умственная отсталость традиционно по степени и характеру выраженности нарушений работы ЦНС означала, что у ребенка дебильность (иногда используют термин «дебилизм», но он некорректен).
Особенности развития детей с легкой степенью умственной отсталости
У ребенка умственная отсталость легкой степени не делает его тотально недоразвитым. Развитие безусловно происходит. Но с глубоким своеобразием , аномальностью. Какая бы ни была причина возникновения УО, насколько бы сильна не была поражена центральная нервная система (головного мозг), вместе с распадом и видимым ухудшением динамики развития ребёнка, происходит и его развитие.
Среди умственно отсталых детей больше всего именно с легкой степенью. Они могут отставать от нормально развивающихся сверстников также в физическом развитии. Иметь в анамнезе (истории индивидуального развития) сопутствующие психические заболевания и серьезные нарушения развития эмоционально-волевой сферы. Они делают характер развития ребенка еще более своеобразным, так как на фоне этих заболеваний может происходить и распад высших психический функций. Симптомы с возрастом становятся более ярко выраженными. Поэтому таким детям совершенно необходимо своевременное комплексное лечение и постоянное наблюдение за состоянием их здоровья.
Особенности психического развития проявляются особенно ярко к началу организованного обучения. То есть примерно лет с 3-4, когда начинается дошкольное образование. И уже становится понятно, что им нужна организация особых образовательных условий.
Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка?
Примерные признаки, которые могут сказать о наличии УО (олигофрении), характерные для детей раннего возраста:
- Общее развитие происходит с видимой задержкой (они позже начинают держать головку, ползать, стоять, ходить).
- Наблюдаются явные особенности развития эмоциональной сферы – дети позже начинают улыбаться, их эмоциональные реакции на появление близких людей меньше по времени и быстрее угасают. Ребенок в отличие от нормально развивающегося сверстника может не стремиться к общению со значимыми взрослыми.
- Позже формируются основы предметной деятельность. Они нередко не понимают как играть с определенными игрушками, чаще всего используют их не по назначению. На картинках позже и начинают узнавать знакомые предметы, им требуется многократное повторение.
- Видимые нарушения развития речи – словарь обеднен и ограничен, дети часто начинают говорить только после 3-х лет.
- Они не могут выделять себя в окружающем мире. Плохо могут формулировать свои желания.
В более позднем возрасте все нарушения развития «заостряются» еще больше, становясь явными. Так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то понаблюдав за ребенком можно предположить, что у него легкая (самая распространенная) степень умственной отсталости, если он:
- С трудом может играть в команде.
- Не понимает как играть в сюжетно-ролевые игры, реальные ситуации с легкостью проецируемые нормальными детьми в игровые (типа игры в «магазин», например) вызывают у таких детишек серьезные затруднения, их воображение не развито на должном уровне. Они часто совершают только однообразные действия.
- Таких детей труднее организовать для обучения. Они легко отвлекаются, кажутся более рассеянными и несобранными.
- Творческие способности обычно на очень низком уровне. Там, где нужно проявить самостоятельность в мышлении или в придумывании чего-то нового они испытывают серьезные затруднения.
- Словесные инструкции им трудны для точного запоминания. Их объем памяти ограничен. Произвольное внимание крайне неустойчивое и быстро истощается.
Краткая качественная характеристика развития детей с легкой степенью УО в раннем школьном возрасте (с использованием материалов методических рекомендаций для изучения детей с УО Забрамной С.Д. и Т.Н. Исаевой «Знаете ли вы нас?»)
- Физическое развитие. Может соответствовать возрастным нормам, а может иметь и незначительные отклонения, в отношении роста, веса.
- Двигательное развитие. Наблюдаются нарушения. Особенно это касается согласованных произвольных движений. Выполняют простые действия по образцу. Но если дело будет касаться двигательных упражнений, состоящих из нескольких этапов, то возникнут трудности. Например, если дать инструкцию сделать три приседания, потом два наклона вперед. Походка обычно устойчивая.
Есть трудности при выполнении упражнений с одновременным использованием рук и ног. Например, приседание с одновременным разведением рук в стороны. Тонкая моторика нарушена, позже начинают правильно держать ручку или карандаш, труднее обучаются письму. Но в то же время, есть дети с УО, которые могут долго и успешно выполнять однообразные действия, требующие далеко не самого низкого уровня развития тонкой моторики, заниматься вышиванием, например, или вытачивать мелкие детали на станке. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.
- Развитие бытовых навыков. Вполне успешно овладевают навыками самообслуживания – уверенно и правильно могут держать вилку/ложку, едят без помощи взрослых, сами одеваются, чистят зубы и т.д. При должном воспитании не испытывают серьезных затруднений в этом.
- Социальное развитие. Могут называть свое имя, фамилию, отчество. Обычно называют имена близких родственников. Хотя порой некоторые дети и в таких вещах испытывают затруднения. Сами значения понятий семьи, родственников, соседей, друзей порой не могут разделять сообразно признакам, причисляя одних и тех же людей, то к семье, то к друзьям, например.
- Ориентировка в пространстве. Понятия «право», «лево», «спереди», «сзади», «перед…», «ближе», «дальше», «за…», «над…», «под…» трудно поддаются пониманию. Могут преодолевать небольшие расстояния самостоятельно (дорога до школы или до магазина возле дома, например, чаще всего не вызывает затруднений). В здании школы первое время ориентируются с более значительными трудностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Простые правила дорожного движения, типа перехода проезжей части на зеленый сигнал светофора могут вызывать серьезные затруднения и требуют многократного повторения.
- Ориентация во времени. С трудом усваивают понятия частей суток (утро, день, вечер, ночь), часто плохо запоминают названия времен года, с называнием и заучиванием месяцев зачастую испытывают еще большие затруднения. Узнавание времени по стрелочным часам вообще порой является непреодолимым препятствием. Последовательность событий из жизни часто не устанавливают правильно.
- Бытовая ориентировка. Могут плохо различать понятия сезонности в одежде. Путают назначения бытовых предметов. Им необходимо давать четкие и конкретные инструкции при простых на первый взгляд, действиях, типа мытья пола.
- Развитие коммуникативных навыков (способности к общению). При должном воспитании вполне успешно могут общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способны дружить. Со взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) способны «держать дистанцию» и адекватно реагировать на похвалу или критику. Но все же критичность собственных поступков нередко нарушена.
- Способность к деятельности. Интерес к различным видам деятельности проявляют, часто непродолжительный. Необходима организующая и направляющая помощь взрослых. То есть могут действовать по подробной пошаговой инструкции и показу (примеру). Критично оценивать свои действия во время выполнения какого-либо задания могут, но часто крайне поверхностно. Как только понимают, что их действия не приносят нужного результата, впадают в беспомощность. Сами исправить ошибки да и понять их способны нечасто. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности.
Уровень сформированности высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения) детей с легкой степенью УО
- Восприятие. При зрительном восприятии, предъявлении картинок с предметами, плохо группируют предметы со схожими признаками. Например, при показе картинок с предметами мебели не всегда могут объединить, к примеру, стул, кресло, шкаф в одну группу. Или не могут сгруппировать картинки с различными изображениями овощей, фруктов. Причем часто не могут соотносить изображения предметов с реальными предметами. Если демонстрировать их не одновременно, без пояснения. Цвета различают, но с оттеночными нередко испытывают затруднения.
Испытывают затруднения в сличении звуковых стимулов, как музыкальных, так и бытовых. Не могут вербализировать (выразить словами) обозначение звука. Тактильное восприятие также может быть нарушено. Опознавание хорошо знакомых предметов на ощупь с закрытыми глазами часто представляет для таких детей серьезные трудности. В общем, восприятие предметов и явлений часто фрагментарно и бессистемно. Необходима организующая помощь.
- Память. Чаще всего механическая. Способны запоминать даже большой (соразмерно их уровню развития) материал, но тогда смысла увиденного или прочитанного часто не понимают. Объем памяти меньше чем у нормально развивающихся сверстников. При воспроизведении материала нуждаются в дополнительных наводящих вопросах, наглядных опорах.
- Мышление. Преобладает конкретное. Наблюдается серьезное отставание, скорее даже нарушение, в развитии логического мышления. Там, где нужно проявить самостоятельность мышления или необходимо принятие решения, такие дети сразу испытывают серьезные затруднения. Вообще, у детей с УО наблюдается прежде всего общее недоразвитие всех видов мышления. Вроде бы уже усвоенные знания и навыки они не могут использовать должным образом при восприятии нового материала. Плохо устанавливают причинно-следственные связи.
- Речь. Чаще наблюдаются различного уровня нарушения развития речи. Нередки среди них стойкие. Словарный запас обычно не очень богат. В речи чаще склонны использовать простые обороты, без сложных слов и усложненных конструкций предложений и фраз. Обращенную к ним речь чаще понимают. Но только если в ней используются хорошо знакомые понятия. Способны выстраивать диалог и эмоционально общаться адекватно окружающей обстановке.
- Внимание. Преобладает непроизвольно. Произвольно развито существенно хуже. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка с УО и побудить его к действию необходим в большом количестве наглядный материал.
Особенности обучения детей с УО в легкой степени
Дети с умственной отсталостью – особенные. У них особые образовательные потребности. При обучении акцент делается не на количество усвоенных учебных знаний, а на уровень социальной адаптации и способности к самостоятельной жизни, расширению прежде всего жизненных компетенций. Чтобы ребенок, выйдя из школы, мог воспользоваться социальными услугами (записаться на прием к врачу, написать заявление или отправить посылку по почте), научился планировать бюджет, правильно и сообразно общественным нормам общаться с окружающими. И в конце концов, мог работать.
Основной упор делается на обучение трудовым навыкам, чтобы впоследствии подросток мог овладеть рабочей профессией (маляр, швея, сантехник и т.д.). Основа школьной программы для детей с легкой степенью умственной отсталости – это занятия по трудовому обучению. При определении образовательного маршрута умственно отсталого ребенка нужно учитывать имеющиеся возможности и своевременно выявлять потенциальные возможности к усвоению различного программного материала. Для этого надо тщательно прорабатывать программу психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода обучения.
Без специально организованного образовательного процесса умственно отсталые дети рискуют остаться беспомощными и бесполезными. Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью требует большого педагогического мастерства и тщательно выверенных методов коррекции (насколько это возможно) недостатков развития. И тогда эти дети смогут в дальнейшем плодотворно работать, создавать семью, нормально жить, в общем, быть полноценными членами общества.
Диагностика представляет немалую трудность, так как на ранних этапах развития умственная отсталость похожа по своим признакам на задержку психического развития. Случаи педагогической запущенности также порой принимают за умственную отсталость. Поэтому так важно комплексное и не единоразовое всестороннее обследование ребенка.
opsihoze.ru
Признаки слабоумия у детей: симптомы детской деменции у дошкольников и подростков в 11-15 лет
Слабоумие у детей и подростков – это глубокое необратимое расстройство психики, связанное с распадом интеллекта, нарушением познавательных процессов и обеднением эмоциональной сферы в целом.
Для выявления умственной отсталости используются психологическое тестирование, лабораторные и инструментальные исследования.
Это состояние не поддается лечению, поэтому для детей, страдающих снижением интеллекта, используют симптоматическое лечение.
Распространенность заболевания и его причины
Слабоумие встречается не только у престарелых людей, но и у детей. В соответствии с медицинской статистикой уровень детского слабоумия в России составляет 1,64%.
Для сравнения: в Канаде этот показатель равен 1,12%, в Финляндии 1,19%, в США 1,2%, в Австралии 1,43%, в Китае 1,71%.
Детское слабоумие может быть врожденным или приобретенным. Его основными причинами являются:
- инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
- преждевременные роды;
- асфиксия и травмы, полученные во время родов;
- социально-педагогическая запущенность в раннем возрасте;
- генетические заболевания;
- черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения мозга;
- энцефалит, менингит, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
- нарушение сосудистого кровотока и недостаточное питание тканей головного мозга.
Для решения этой сложной задачи требуется помощь квалифицированных специалистов и комплексная диагностика всего организма.
Виды и формы
В МКБ-10 выделяют четыре степени умственной отсталости у детей и подростков: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
В соответствии с этой классификацией в классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.
Виды слабоумия у детей и подростков:
Уровень IQ | Степень умственной отсталости по МКБ-10 | Классификация в классической психиатрии | Умственный возраст, лет |
50-69 | Легкая | Дебильность | 9-12 |
35-49 | Умеренная | Имбецильность не резко выраженная | 6-9 |
20-34 | Тяжелая | Имбецильность выраженная | 3-6 |
До 20 | Глубокая | Идиотия | До 3 |
- Дебилы. Способны выполнять простые здания под руководством. Речь и двигательные функции у них слегка нарушены, поэтому при общении с ровесниками испытывают трудности.
- Имбецилы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Обучаются в дефектологических учреждениях. Со временем учатся выполнять несложные задания.
- Идиоты. Не обучаемы. Иногда обладают зачатками речи. Принимать пищу, одеваться, выполнять гигиенические процедуры могут только с помощью и под контролем посторонних лиц.
Слабоумие у детей и подростков может быть резидуально-органическим или прогрессирующим:
- Резидуально-органическая форма обусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
- Прогрессирующее слабоумие развивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.
Симптомы детской деменции
Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.
Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.Дошкольники (до 7 лет)
Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.
Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:
- позже сверстников начинает ходить и говорить;
- забывает слова, неправильно строит предложения;
- выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
- испытывает равнодушие к внешнему миру;
- утрачивает привязанность к близким.
Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.
Младшие школьники (7-11 лет)
Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:
- учащийся с трудом усваивает новый материал;
- медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
- не понимает смысл пословиц и поговорок;
- не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
- забывает слова, с трудом строит предложения;
- неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
- быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.
Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.
Юноши и девушки (11-18 лет)
Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:
- ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
- не следит за собой, выглядит неопрятно;
- теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
- начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
- все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
- плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.
О симптомах умственной отсталости в этом видео:
Диагностика
При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.
По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.
Психологическое тестирование
Для выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:
- Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
- Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
- Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
- Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.
Лабораторное исследование
При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.
Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.
Врач может назначить генетическое тестирование для выявления синдромов Дауна, ДиДжорджи, Лежена (кошачьего крика), хрупкой Х-хромосомы.Инструментальное обследование
- Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
- Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
- Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.
Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.
Симптоматическая терапия позволяет предотвратить дальнейшее ослабление интеллекта и сохранить его существующий уровень.
Для симптоматического лечения слабоумия применяют нейролептики, противосудорожные препараты, тонизирующие препараты, витамины и биогенные стимуляторы.
Нейролептики
Если маленький пациент страдает от напряженности, агрессии, выраженного чувства страха, психической расторможенности, перепадов настроения, апатии, вялости или плохого сна, ему назначают нейролептики Азалептин, Клозапин, Ноотропил, Нооцетам, Оланзапин, Пирацетам, Резерпин, Церебролизин и др.
Противосудорожные препараты
При конвульсиях ребенку выписывают противосудорожные препараты, которые уменьшают гиперкинезы, способствуют частичной компенсации личностных расстройств и снижают эмоциональную напряженность.
Параллельно детям назначают мочегонные препараты, комплексы витаминов и микроэлементов, а также лекарства, снижающие внутричерепное давление.Биогенные стимуляторы
В программу лечения слабоумия у детей включают биогенные стимуляторы Актовегин, Кортексин, Мексидол, Альбумин, Апилак и др.
Перечисленные препараты стимулируют клеточный метаболизм за счет накопления кислорода и глюкозы в мозговой ткани.
Витамины группы В
Витамины группы В купируют процессы возбуждения нервной системы, способствуют улучшению памяти и повышают концентрацию внимания.
Прием витаминов группы В следует дополнить йодсодержащими средствами, аминокислотами и гормональными препаратами.
Психологическая помощь
Психологическая помощь нужна как слабоумным детям, так и родственникам, которые за ними ухаживают и постоянно находятся рядом.
Виды психологической помощи при слабоумии:
Помощь слабоумным детям и подросткам | Помощь родственникам слабоумных детей и подростков |
|
|
Важно относиться к слабоумному ребенку как к человеку, а не как к проблеме, подкреплять его способность справляться с превратностями судьбы и житейскими трудностями, подчеркивать положительные качества и достижения, поддерживать чувство уверенности в себе, своевременно предотвращать рецидив заболевания.
О воспитании детей с умственной отсталостью в этом ролике:
Прогнозы, продолжительность и качество жизни
Продолжительность жизни при слабоумии зависит от степени поражения головного мозга и условий, в которых проживает пациент. Детей нужно окружить любовью и заботой, защитить от стрессовых ситуаций, привить трудовые навыки.
Благодаря современным инклюзивным образовательным программам, такие дети могут неплохо освоить школьную программу, а затем жить полноценной жизнью.
На второй и третьей стадиях прогноз неблагоприятный.
При явно выраженных симптомах идиотии или имбецильности пациенту дают инвалидность, а в некоторых случаях помещают его в специальное медицинское учреждение.
Средняя продолжительность жизни идиотов в России составляет 19 лет, имбецилов – 26,6 лет (для сравнения в Австралии – 68 лет и 59 лет, соответственно).
Слабоумие у детей и подростков – это неизлечимое расстройство психики, связанное с нарушением интеллекта и обеднением эмоциональной сферы.
Такое расстройство может быть врожденным или приобретенным, а по степени тяжести легким, умеренным, тяжелым или глубоким.
Поделиться:
Нет комментариев
nerv.guru
Дебильность у детей – причины, симптомы, лечение
- Описание
- Причины
- Основные признаки
- Диагностика
- Методы лечения
Дебильность – одна из форм умственной отсталости, при которой снижается способность абстрактно мыслить, при этом сохраняется моторика. При дебильности больной ребенок не может делать выводы, проводить параллели, не улавливает связь между событиями и предметами. Также недоразвиты волевые, нравственные качества. Больному можно легко внушить, что угодно. Кроме симптоматического, специфического лечения, важно, чтобы человек прошел социальную адаптацию. Насколько опасна патология? Что делать?
Описание
Дебильность – легкая степень олигофрении. Ее сравнивают с идиотией, имбецильностью. Чаще всего болезнь характерна для детей, у них снижается интеллект.
Находим отличие! Многие специалисты путают пограничную умственную отсталость с дебильностью. Первое заболевание формируется, потому что задерживается психическое развитие ребенка. Здесь важно обратить внимание на такие факторы:
- Неблагоприятные условие жизни – грубое обращение, унижение в семье.
- Приобретенные или врожденные аномалии – слепота, глухота.
- Ограничены возможности к познаванию мира.
Причины
В большинстве случаев патология спровоцирована генетическими факторами – микроцефалией, эндокринопатией, ферментопатией, разными неблагоприятными влияниями на плод.
Негативно на умственном развитии ребенка могут отразиться разные инфекции, которые перенесла мать во время беременности: токсоплазмоз, сифилис, краснуха, корь, цитомегалия.
Иногда причиной патологии является:
- Воздействие токсинов.
- Гипоксия.
- Фетоплацентарная недостаточность.
- Злоупотребление алкогольными напитками, табаком, наркотиками, некоторыми медикаментами.
Иногда дебильность – последствие травмы при родах, а также врожденной гидроцефалии, асфиксии, перенесенной инфекции. Опасным для будущей мамы является гнойный менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, тяжелая черепно-мозговая травма.
Основные признаки
При болезни отсутствует способность делать сложные выводы, абстрактно мыслить. Больные детки не могут полностью разобраться в ситуации.
Когда ребенок воспринимает несколько изображений, он не может их сравнить. Кроме того, наблюдаются проблемы с речью:
- Замедленная речь.
- Аграмматизм.
- Обедненный лексический запас.
Деткам с дебильностью очень сложно учиться в школе. Они не могут усвоить правописание, им сложно пересказать текст, некоторые вообще не могут понять задание. Трудности возникают с математикой. Иногда дети с дебильностью имеют частичную одаренность:
- Отличную механическую память.
- Хороший слух.
- Художественный, писательский талант.
- Умение выполнять арифметические действия в уме.
При заболевании недоразвиты нравственные, эстетические, волевые качества. Впоследствии ребенок не имеет своего мировоззрения, собственного суждения. Дети могут подражать другим, полностью придерживаются чужих мнений.
Из-за того, что больной слабовольный, несамостоятельный, ему легко внушить любую идею. Страшно, что человек не понимает последствия чужой воли, он легко соглашается на любое преступление.
Некоторые пациенты ласковые, доброжелательные, но чаще всего больной с дебильностью мстительный, упрямый, злобный, агрессивный. У некоторых усиливаются примитивные влечения, поэтому больной может стать даже сексуальным маньяком.
Диагностика
Заболевание можно определить, когда дитя становится учеником. Ребенка осматривает психиатр, невролог, психолог. В случае нарушения речи необходимо проконсультироваться с логопедом.
Узнать о дебильности можно с помощью специальных психологических тестов. При неврологическом обследовании определяют нарушения моторики, у больного недостаточно выражена мимика. Дополнительно врач может назначить МРТ, электроэнцефалографию.
Врач должен обязательно отличить дебильность от умственной отсталости, эпилепсии, задержки в психическом развитии, шизофрении, от проблем с интеллектуальными способностями.
Методы лечения
Больной обязательно должен стоять на учете у психоневролога. Когда дебильность является последствием эндокринопатии, дополнительно нужно проконсультироваться с эндокринологом. В случае выявление врожденной формы сифилиса, токсоплазмоза, может быть назначена этиотропная терапия.
Немаловажное значение симптоматическое лечение. Врач назначает:
- Нейропротекторы.
- Психотропы.
- Препараты против судорожного состояния.
- Витамины (особое значение имеет группа В).
Если больной быстро устает, у него наблюдается астения, нужно принимать психостимуляторы – Пемолин, Амфетамин. В случае чрезмерного эмоционального возбуждения назначают Галоперидол, Хлорпромазин.
Кроме медикаментозного лечения, детям, страдающим дебильностью, необходима логопедическая, психологическая и педагогическая помощь. Лечение поможет оказать психологическую поддержку, откорректировать нарушение поведения. Старшим деткам нужно прививать разные умения, навыки, приучать к профессиональной деятельности. Обязательно с ребенком занимается логопед – он корректирует недоразвитую речь, помогает избавиться от заикания.
При дебильности немаловажное значение имеет социальная адаптация. Основная задача – не только приспособить к общественной жизни, но и защитить от разных преступных группировок. В данной ситуации необходимо правильно организовать трудовую деятельность, обучения, быт. Детки должны посещать специализированную школу.
Итак, дебильность – неприятная патология, но с ней тоже живут люди. Главное, чтобы родители не отказались от своего чада, наоборот, всеми способами поддерживали ребенка, помогали ему развиваться. Легче предотвратить опасный недуг, поэтому беременная должна предельно осторожно относиться к своему здоровью!
Читайте также:
medportal.su
Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости
Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.
Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:
- 50-70 баллов – лёгкая степень;
- 35-50 – умеренная;
- 20-35- тяжёлая;
- меньше 20- глубокая.
Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:
- дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
- имбецильность – средняя.
- идиотия- глубокая.
Врождённую умственную отсталость можно приобрести:
- в период внутриутробного развития;
- во время родов.
Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:
Кто он, человек с легким слабоумием?
Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.
Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.
Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.
При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.
Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.
Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.
Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.
Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.
У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.
В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).
Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.
Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.
Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).
Лица с диагнозом «дебильность» не служат в армии, не водят машины, не имеют право на приобретение и хранение оружия, не для них работа в государственных и муниципальных учреждениях. Систематическое наблюдение у психиатра повышает их шансы на адаптацию в окружающем мире.
Стадии и степени дебильности
Различают три стадии в зависимости от IQ:
- легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
- умеренная: IQ 60-64 балла;
- тяжёлая: IQ 50-59 балла.
Также выделяют такие виды дебильности:
- Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
- Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
- Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
- Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.
Детский дебилизм и его особенности
Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.
В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…
Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.
С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.
Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.
Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.
Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.
Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.
Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.
Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.
Эмоциональная сторона
У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:
- на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
- на втором: злые, угрюмые, агрессивные.
Также существуют и два полюса активности:
- крайне активные дети – на одном полюсе;
- крайне заторможенные – на другом.
Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.
Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.
Особенности мышления
«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции. У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.
У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».
Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.
Постановка диагноза и тесты
С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.
Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза. Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.
Тест Айзенка
Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:
- верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
- вариант нормы: 90-110 баллов;
- меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
- всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.
Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.
Тест Войнаровского
Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.
Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».
Оценка развития речи
Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:
- вставить в рассказ недостающие слова;
- пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
- правильно расставить запятые в тексте;
- придумать фразу из отдельных слов.
Тест Торренса
Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:
- фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
- задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
- лист с нарисованными парными прямыми линиями.
Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.
Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.
Коррекция и оказание помощи
В основном лечение симптоматическое:
- психотропные и ноотропные препараты;
- общеукрепляющие;
- противосудорожные и дегидратационные;
- метаболические.
Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными. Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.
С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.
Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.
Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.
Профилактические меры
Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:
- выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
- обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
- здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
- мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.
Читайте ещё
neurodoc.ru